Понятие и разновидности дискалькулии – неспособности людей к выполнению счетных операций

Дискалькулия – это нарушение способности к выполнению счетных операций. Обычно расстройство проявляется в дошкольном и раннем школьном возрасте. Малыш не воспринимает математические символы (в наиболее запущенных случаях) или же худо-бедно осваивает вычитание и сложение, но не понимает деления и умножения.

Статистика свидетельствует о том, что дискалькулия у детей проявляется достаточно редко. Сложности со счетом испытывают 5-6% учеников начальной школы, но во многих случаях родители не уделяют проблеме должного внимания, ошибочно полагая, что у них растет «гуманитарий», и концентрируясь на развитии способностей к другим наукам.

Дискалькулия и акалькулия: есть ли разница?

Графическая дискалькулия – далеко не единственное нарушение счета. С этим явлением часто путают акалькулию, но на самом деле речь идет о совершенно разных расстройствах.

Акалькулия – это приобретенное расстройство, возникающее на почве черепно-мозговой травмы или перенесенной болезни, к примеру, менингита. О нем говорят в случаях, когда ранее у ребенка не было проблем со счетом, но после травмирующего события он утратил способность к совершению математических операций.

К дискалькулии приводят нарушения развития головного мозга, вызванные поражением центральной нервной системы в материнской утробе, родовой травмой, расстройством аутического спектра и целым рядом иных факторов. В таких случаях ребенок не способен к счету изначально, он в принципе не готов к освоению математических навыков.

Классификация дискалькулии

Существует несколько разновидностей данного расстройства:

  • Лексическая. Ребенок не способен понять уравнения и примеры, математические символы и знаки. Он прекрасно запоминает такие понятия на слух, но применить их, прочитать, произнести не может.

  • Вербальная. Ребенок может письменно решить пример или задачку, а вот называть цифры или воспринимать их на слух не способен.

  • Практогностическая. Серьезные трудности возникают, когда страдающему от расстройства приходится перевести в конкретные математические примеры абстрактные понятия деления, вычитания, сложения и т.д.

  • Графическая. Наиболее часто встречающееся расстройство, проявляющееся в том, что дети спокойно оперируют математическими понятиями, но вот написать цифру или математический знак они не в силах.

  • Идиогностическая. Человек не может выполнять математические расчеты в уме, ему важно опираться на знаки и символы, написанные на бумаге.

Если вовремя не обнаружить недуг и не предпринять требуемые меры для его коррекции, дискалькурия способна сохраниться и у взрослых. Что касается лечения, то оно представляет собой комплекс мероприятий, в которых должны быть задействованы специалисты различного профиля – психологи, логопеды, неврологи.