• неврозы
  • дети
  • личность
  • расстройства
  • здоровье
  • психотерапия
  • развитие
  • отношения
  • понятия
  • общение
  • теории
  • чувство
  • философия
  • самооценка
  • комплексы
  • саморазвитие
PSYCHO1
отношения

Виды наказаний в психологии

Наказание в психологии считается педагогическим воздействием, концентрирующимся на торможениях отрицательных проявлений ребенка или взрослого. Одновременно с этим, наказывающим используется негативная оценка поступков личности, что порождает ощущение вины и стыдливости. Из статьи вы узнаете, какие бывают виды наказаний.

Какие наказания используются в психологии?

Наказание родителями применяется согласно тем целям, которые они поставили как воспитатели. Если мама и папа придерживаются той позиции, что у детей есть право выбора своей судьбы, то они не прибегают к жестким воспитательным мерам. Такие родители позволяют ребенку самостоятельно почувствовать последствия своих же поступков, т.е. научиться на своих же ошибках. Но, когда мама и папа считают, что их чаду необходимо достичь большего, и они точно знают, как, то применяют разные виды наказаний:

  • устные замечания;
  • запрет на различные удовольствия;
  • порицание;
  • неодобрение;
  • ограниченность в правах;
  • вменяемость обязанностей, являющихся дополнительными;
  • исключение из какой-то среды (к примеру, перевод ребенка в другую школу).

Если вы интересуетесь, какие есть виды наказаний, то существует две их группы, которые делятся на:

  1. Положительные или «наказания по заявлению». Это проявление отвращающих стимулов после случившегося поведения. К примеру, школьник начинает говорить на уроке, учительница может поругать его за то, что он её перебивал.
  2. Отрицательные или «наказания удалением» – является устранение желаемых стимулов после произошедшего поведения. Например, школьник из предыдущей ситуации вновь отвечает не по своей очереди, учительница сообщает ребенку, что он вынужден будет учиться на переменке из-за своего поведения.

Правила применения разных видов наказаний

Рассмотрим несколько правил использования наказаний:

  • педагогические воздействия должны быть безвредны для физического и психологического здоровья человека;
  • за одну провинность – одно наказание;
  • мера воспитательного воздействия не должна применяться с опозданием;
  • исключено унижение личности.

Независимо от того, какие наказания применяются к ребенку или взрослому, они должны быть справедливыми и соизмеримы совершенной провинности. Также, следует отметить, что, какой бы вид воздействия не применялся, для любого человека самым страшным наказанием является совесть.

← Какой вклад в развитие психологии внёс Зигмунд Фрейд: наиболее значимые работы
Кинестетика в психологии и что такое диагностика доминирующей перцептивной модальности →