Как осуществляется профилактика заикания у детей? Возможно ли предупредить болезнь?

Профилактика заикания у малышей должна начинаться ещё во время планирования беременности и вестись в нескольких направлениях одновременно. Уберечь детей от этого заболевания взрослые могут, соблюдая определенные правила.

Причины заикания

Не во всех случаях можно точно определить почему в детском возрасте возникает заикание. В зоне риска находятся дети с:

  • генетической предрасположенностью;
  • слабостью аппарата речи при рождении;
  • нарушенным чувством ритма и мимико-артикуляторными движениями;
  • органической патологией ЦНС;
  • травмами, полученными при внутриутробном развитии или в процессе прохождения родовых путей;
  • высокими психологическими нагрузками;
  • нарушенным обменом веществ.

Причиной заикания может стать одномоментная психологическая травма. Например, дети часто начинают заикаться от серьезного испуга, повышенного волнения или разлуки с родным человеком.

Кроме того, нарушение речи у детей может проявляться, как осложнение перенесенной тяжелой инфекционной патологии.

Профилактические методы заикания

Профилактические мероприятия, предотвращающие судорожные запинки у малышей, бывают:

  1. Первичными – предполагают исключение факторов риска. Т. е., ещё вынашивая ребенка, будущая мама должна отказаться от всех вредных привычек и наблюдаться у доктора, следовать всем рекомендациям по образу жизни и терапии сопутствующих патологий. Нужно предотвратить родовые и другие травмы ребенка, которые могут появиться в дальнейшем.
  2. Вторичными – в этом случае специалисты работают с детишками, входящими в группу риска. У них не наблюдается нарушение речи, но наблюдается предрасположенность к этому. Таким детям необходимо пройти неврологическое, логопедическое и психологическое лечение.
  3. Третичными. Они направлены на предупреждение прогрессирующей патологии и включают своевременную терапию, реабилитацию малышей и их социальную адаптацию.

Профилактика заикания у детей осуществляется не только узкими специалистами, но и семьей. Родителям нужно:

  • создать благоприятную домашнюю обстановку, исключить конфликты и ссоры в семье;
  • во время разговора с ребенком не коверкать речь;
  • почаще общаться со своим чадом;
  • с заикающимися родственниками и людьми с другими нарушениями речи свести общение малыша к минимальному;
  • до начала школьного обучения устранить любые речевые нарушения;
  • строго придерживаться режима дня и отдыха;
  • если семья двуязычная, то до четырех лет обучать одному языку, а в более старшем возрасте второму;
  • не допускать эмоциональных и физических перегрузок ребенка.

Также, занятия, предотвращающие развитие нарушений детской речи, рекомендуется дополнить играми и гимнастикой, развивающей произвольные движения, уделяя особое внимание проговариванию слов и голосу. Для этого, можно петь, читать и развивать разговорные навыки. Благодаря данным упражнениям дети начинают чувствовать себя уверенней.