• неврозы
  • дети
  • личность
  • расстройства
  • здоровье
  • психотерапия
  • развитие
  • отношения
  • понятия
  • общение
  • теории
  • чувство
  • философия
  • самооценка
  • комплексы
  • саморазвитие
PSYCHO1
общение

Виды социальной коммуникации — основные характеристики

Социальная коммуникация представляет собой:

  • передачу информации (включая идеи и эмоции) при помощи знаков и символов;
  • процесс, связывающий отдельные части социальных систем друг с другом;
  • механизм, при помощи которого реализуется власть (как попытка определения поведения человека).

Для более подробного определения стоит рассмотреть особенности и виды социальной коммуникации. Обратите внимание на то, что коммуникация выступает не однонаправленным процессом, чаще диалогом, чем монологом. Участниками диалога являются отправитель и получатель. Обмен информацией считается эффективным в тот момент, когда получатель понимает идею из адресованного ему сообщения, высказывая собственное мнение либо осуществляя определенные действия, которые соответствуют полученной информации. Для отправителя важно получить на его сообщение ответную реакцию в вербальной либо невербальной форме. Встречается и полное отсутствие ответных реакций, что является показателем авторитарного стиля поведения.

При обычном социальном взаимодействии люди согласовывают собственное поведение с действиями окружающих, потому социальная коммуникация не может обойтись без обратной связи. К примеру, в суде адвокату или обвинителю необходимо удостовериться в том, что аргументы были правильно истолкованы и возымели нужное воздействие, в ином случае результат может быть абсолютно непредсказуем, противоположен ожидаемому.

Классификация коммуникаций

Рассматривая типы социальной коммуникации, стоит учесть, что она может включать как отдельных людей, так и их группы. По специфике аудитории можно выделить:

  • коммуникацию малых групп — общение людей в небольших компаниях, которое организовано совокупностью позиций участников группы по поводу структуры коммуникативных потоков (общение в офисах, на производствах);
  • межличностную. Она предполагает неформальный характер общения двух и более человек (общение с друзьями, приятелями, родственниками);
  • массовую — предполагает общение с различными слоями населения или обществом в целом (к примеру, обращение к народу политического деятеля).

Виды межличностных коммуникаций

Рассмотрим следующие типы межличностных коммуникаций:

  • официальные (статусно-ролевые, закрепленные нормативной документацией в административно-должностной структуре) и неформальные (складываются на основании собственных предпочтений и не зависят от административных прав);
  • деловые (связаны с рабочими моментами) и личностные (обусловлены собственными симпатиями и антипатиями);
  • эмоциональные (связаны с чувственным восприятием окружающих) и рациональные (основаны на расчете и разуме);
  • иерархические (отношения руководства и подчиненных) и равноправные (общение независимых личностей, коллег).

В вышеуказанных типах акценты расставлены на коммуникативно-ролевых действиях. Данный подход позволяет планировать свои доводы и разработать прогнозы ответов оппонента.

← Витамины от стресса и нервов для женщин и мужчин: как поднять настроение
Виктимное поведение жертвы в психологии: что это такое, определение →