• неврозы
  • дети
  • личность
  • расстройства
  • здоровье
  • психотерапия
  • развитие
  • отношения
  • понятия
  • общение
  • теории
  • чувство
  • философия
  • самооценка
  • комплексы
  • саморазвитие
PSYCHO1
чувство

Интеллектуализация в психологии: что это такое, особенности

Интеллектуализация – это попытка бессознательного ухода от чувств. Она защищает психику человека от фрустрационных факторов и очень полезна в ситуациях с сильнейшим эмоциональным потенциалом, дает возможность сохранить логику и не потерять связь с реальностью, к примеру, в момент паники.

Несмотря на ряд плюсов, интеллектуализация может принести человеку неприятности в виде определенного искажения реальности, а также вызывать неадекватные реакции из-за неполноценного проживания собственных эмоций.

Специфика интеллектуализации

Примеры интеллектуализации достаточно обширно встречаются, они могут быть представлены в рассуждениях личности о плюсах и минусах объекта любви во время необходимости выбора. Если человек говорит о своих чувствах, однако вы не замечаете поведенческих и интонационных подтверждений чувств, то высока вероятность того, что это интеллектуализация.

К примеру, когда вы слышите фразу «ты меня злишь», сказанную холодным голосом, либо «я боюсь», от личности, продолжающей пить кофе, не стоит сразу подозревать человека в неискренности. Возможно, у него сработала защита интеллектуализации и он реально испытывает подобные эмоции, однако в таком критичном количестве, что не способен это осознанно выдержать. В подобные моменты часть эмоций прячутся, однако их присутствие признаётся, человек выглядит несколько отрешённым, но остается контактным. Это основное отличие от изоляции — альтернативного защитного механизма психики, которая активируется при сильной психологической травме.

Интеллектуализация является противоположностью аффектированию и ее можно сопоставить с рационализацией.

Интеллектуализация в психологии

Интеллектуализация в психологии – это излишнее применение интеллектуальных ресурсов, чтобы избежать эмоциональных переживаний. Развитие подобного варианта контроля эмоций происходит в подростковом возрасте, вследствие столкновения с психологической травмой либо разочарованием, при этом появляется потребность в сдерживании собственных аффективных реакций.

Как правило, она характерна для замкнутых личностей, которым свойственна педантичность, индивидуализм в принятии решений, высокий уровень самоконтроля и самоанализа, развитый интеллект. Активизация подобного механизма защиты психики может привести к тому, что человек потеряет способность принимать эффективные решения, а может только говорить о происходящем. При этом повышается уровень социальной отстраненности (могут возникать различные фобии либо повышаться агрессивность), увеличивается уровень самообмана для самооправдания.

Интеллектуализация не освобождает от негативных эмоций, а просто выносит и из сферы доступного проживаемого опыта.

Она помогает человеку справиться с эмоционально перенасыщенными ситуациями, при этом создавая проблемы в межличностном общении, обедняя вариативность реакций и блокируя способность к творческому приспособлению. Основная работа психотерапевта заключается в обеспечении безоценочного принятия внутреннего образа личности.

← Интеллектуально-мнестические нарушения у детей: что это такое
Интерес — как это понимается в психологии и каким он бывает →