• неврозы
  • дети
  • личность
  • расстройства
  • здоровье
  • психотерапия
  • развитие
  • отношения
  • понятия
  • общение
  • теории
  • чувство
  • философия
  • самооценка
  • комплексы
  • саморазвитие
PSYCHO1
философия

Истинные и мнимые потребности человека

Современный человек привык к комфорту. У каждого понятия о комфортной жизни разные: это могут быть просто вкусный обед и теплая постель, или завтрак возле собственного бассейна и кровать под куполом, открывающим обзор на звездное небо. Однако, не все потребности считаются подлинными. В психологии различаются истинные потребности человека и мнимые. Что такое потребность, и какие потребности признаются разумными? Потребность – это нужда, переживаемая и осознаваемая человеком в необходимости поддержания функций тела и развития его личности.

Что такое истинные и ложные потребности?

Классификаций может быть несколько.

  1. Биологические – это физические потребности, необходимые для выживания (утоление голода и жажды, обеспечение безопасности, сон, продолжение рода).
  2. Социальные – это потребности, определенные обществом, к которому человек принадлежит (семья, творчество, дружба, общение, любовь, забота о других).
  3. Культурные или духовные – связаны с познанием себя и своей роли в мире (самопознание и самовыражение, поиск смысла самой жизни).

Потребности разделяют на подлинные и мнимые. Истинные потребности — это помогающие человеку развиваться, открывающие его лучшие стороны: стремление к прекрасному, знаниям, желание творить добрые дела и созидать. Ложные (мнимые) потребности – те, что в результате ведут к деградации личности, несут вред окружающему миру и другим людям.

Мнимые потребности

Главным критерием мнимой потребности является ее бесполезность. Ее удовлетворение приводит только к трате человеком личных ресурсов (денег, энергии, времени, здоровья), зачастую приносит откровенный вред. Такие потребности всегда навязаны, они не несут истинной ценности и являются целью маркетинговых стратегий общества, основанного на потреблении. Рассмотрим несколько примеров мнимых потребностей:

  • мода – заставляет людей каждый сезон покупать новую одежду, хотя предыдущая еще не износилась;
  • современная техника и электроника – большая часть населения пользуется лишь 10% возможностей смартфона, но покупают разрекламированные модели с ненужными функциями;
  • употребление алкоголя как способ отдыха – на самом деле алкоголь отравляет организм и наносит существенный вред здоровью.

Мнимые потребности умело используются для навязывания людям покупок, в которых совершенно нет необходимости. Каждый из нас, хоть раз в жизни попадал под влияние маркетинга, и тратил в супермаркете сумму, вдвое большую запланированной.

← Истерики у ребенка в 4, 5, 6 лет: что делать, советы психолога
Истерический смех и плач одновременно: что это, причины, что делать →