• неврозы
  • дети
  • личность
  • расстройства
  • здоровье
  • психотерапия
  • развитие
  • отношения
  • понятия
  • общение
  • теории
  • чувство
  • философия
  • самооценка
  • комплексы
  • саморазвитие
PSYCHO1
воспитание

Детская психология — это часть общей психологии. Особенности принципов детской психологии

Детская психология — это отрасль психологической науки, которая появилась в конце XIX века. Но предпосылки к ее появлению просматриваются еще в работах мыслителей XVI-XVII веков.

Особенности принципов детской психологии

Наука, занимающаяся изучением закономерностей психического развития ребенка, основывающаяся на фактических данных – это детская психология. В результате анализа этих данных, собранных при отслеживании детского поведения на протяжении 17 лет жизни, выводятся закономерности возникновения, становления психических проявлений, выявляются характерные черты каждого возрастного периода, механизмы перехода в группы по годам.

Объект изучения – психические процессы и состояние человека в различных жизненных ситуациях. В первую очередь – это речь и действия, а также жесты, мимика, разговорные интонации.

Учитывая специфичность изучаемого материала, требуются особенные принципы для сбора информации. Во избежание искажения хода психического развития малышей выработаны специальные принципы детской психологии:

  • гуманизм (человечность) и педагогический оптимизм - предполагает исследование поведения таким образом, чтобы не оказать негативного воздействия;
  • эффективность и научность - внутренний мир ребенка подвергается наблюдению и изучению с позиции детской психологии: применяются специальные знания, понятия науки;
  • детерминизм - в основе лежит изучение внешних и внутренних факторов, обуславливающих реакцию ребенка: условия существования в семье, социальное окружение, взаимосвязь со сверстниками;
  • развитие психики, сознания в деятельности – психологические изменения происходят во время определенных действий;
  • единство сознания и деятельности – взаимность влияния деятельности и сознания человека;
  • возрастной индивидуальный и личностный подход – проявление общих законов психического развития индивидуальными поступками, реакцией на окружающую среду;
  • комплексность, системность, систематичность – исследование одиночных фактов не дает исчерпывающей характеристики для выводов, требуется комплексный, систематический подход к наблюдению за психическим развитием детей.

Основные задачи детской психологии

Детская психология как наука возникла более сотни лет назад, что обусловливается бурным развитием промышленности, переменами в социальной жизни общества. Появилась необходимость в создании школ нового поколения, в которых требовалось понимать специфичность изменений в поведении детей.

Основными задачами ДП являются такие аспекты:

  • описание этапов развития детей;
  • особенности процессов обучения и воспитания;
  • выявление закономерностей развития на психологическом уровне;
  • изучение генезиса функций;
  • определение всех условий, влияющих на возрастные изменения психики.

Какие методы применяют при изучении психики детей

Детская психология — это часть общей науки. Психические явления, возникающие в период развития маленького человека, достигают апогея во взрослом возрасте.

Также четко прослеживается связь детской психологии с другими науками. Так, из практики педагогики берут факты, идеи, проблемные вопросы. Также детская психология как наука взаимосвязана с физиологией, гигиеной, анатомией.

Принципы изучения психики ребенка основываются на таких основных методах:

  • наблюдение – за поведением в привычной среде;
  • опрос – беседа с целью выяснения знаний и отношения к разным событиям;
  • эксперимент – изменение внешних условий и отслеживание реакции;
  • оценка результата труда – анализ поделок ребенка – рисунков, сочинений, прочего.

Также часто используют тестирование, социометрический метод.

← Примеры потребности в уважении со стороны других людей: что это такое
Просоциальное и асоциальное поведение: определение, виды и примеры →