• неврозы
  • дети
  • личность
  • расстройства
  • здоровье
  • психотерапия
  • развитие
  • отношения
  • понятия
  • общение
  • теории
  • чувство
  • философия
  • самооценка
  • комплексы
  • саморазвитие
PSYCHO1
расстройства

В психологии сензитивность – повышенная чувствительность. Причины сензитивности, виды, положительные и отрицательные аспекты

Каждый человек располагает богатым внутренним миром – умеет не просто чувствовать, но и сочувствовать другим людям. Некоторые личности имеют особенную чувствительность к окружающему миру, что выражается в особенностях характера – крайней застенчивости, склонности к длительным переживаниям, низкой самооценке. В психологии это называют сензитивностью.

Эта повышенная чувствительность может изменяться в течение жизни – когда человек усилием воли учится побеждать свои страхи и тревожность.

Термин происходит от латинского слова sensus – в переводе «чувство, ощущение».

Сензитивность в психологии

Сензитивность в психологии характеризуется как индивидуальная реакция человека на окружающий мир. Может проявляться в таких формах:

  • занижение самооценки, приводящее к преувеличению значения ошибок;
  • обидчивость по пустякам;
  • быстро меняющееся настроение;
  • тревожность по любому поводу, может привести к развитию фобий;
  • склонность к рефлексии;
  • большое значение придается чужой реакции на происходящие события;
  • застенчивость в общении, робость;
  • мелкие неприятности воспринимаются как глобальная катастрофа;
  • низкий болевой порог;
  • длительный период переживаний по любому поводу;
  • высокие требования к себе.

Повышенная сензитивность может выражаться в склонности человека привязываться к едва знакомым людям. Это часто приводит к разочарованию и дополнительным переживаниям.

Понятие сензитивности предполагает наличие у личности особенных качеств характера, появление которых может объясняться следующими причинами:

  1. Неоправданно строгое воспитание. Если ребенка часто наказывают, он перестает понимать за что. У него возникает страх перед наказанием, что заставляет его избегать общения.
  2. Отсутствие любви и понимания в детстве. Если ребенок ощущает себя нелюбимым – у него развивается сензитивность к отвержению. Такого человека по жизни преследует опасение, что его не любят, не ценят, бросят. Он постоянно находится в эмоциональном напряжении.
  3. Воспитание в неполной семье. В результате может развиться скрытность, нежелание обсуждать свою жизнь.
  4. Генетическая предрасположенность.
  5. Депрессивные состояния.
  6. Наличие психических заболеваний, неврозов, тревожных расстройств.

Преимущества и недостатки сензитивности

Разбирая вопрос - что такое сензитивность в психологии, нельзя не отметить, что данная характеристика не может считаться сугубо негативной. Отрицательными аспектами являются такие:

  • излишняя чувствительность может провоцировать появление проблем с социализацией;
  • возможно возникновение трудностей в сближении индивидов;
  • пониженная социальная активность;
  • сензитивный страх мешает достижению целей.

Позитивные стороны:

  • в сферах деятельности, где требуется оказывать помощь людям, такое качество будет кстати;
  • высокая чувствительность является основанием к повышению уровня доверия;
  • сензитивность может дать толчок для развития перфекционизма, что помогает оттачивать мастерство в профессии;
  • при определенных условиях это качество способствует выстраиванию доверительных отношений в коллективе.

Виды сензитивности

Разделяют несколько видов сензитивности:

  • теоретическая – хорошее умение разбираться в людях, применять этот навык в работе;
  • наблюдательская – умение сразу оценить человека по внешним симптомам – внешности, мимике, движениям, речи;
  • идеографическая – вычленение в характеристике индивида характерных признаков;
  • номотетическая – при наблюдении за представителями определенной социальной группы умение прогнозировать поведение других членов данного коллектива.

Есть еще одна классификация, в которой отличают виды:

  1. Эмоциональная сензитивность. Индивид подвержен влиянию событиям негативного характера из прошлого. Спровоцировать развитие может равнодушие или жестокий воспитательный процесс в детстве.
  2. Социальная сензитивность. Человек подвержен тревожности, обесценивает собственное «Я», не уверен в себе, из-за этого испытывает страх завязывать знакомства.
  3. Сензитивность темперамента. Характерна для личностей с меланхоличным складом характера. Повышенная ранимость, склонность к самокопанию.

Сензитивные периоды

Психологи утверждают, что психическое развитие личности, при котором формируются особенности характера, происходит поэтапно. Выделяют такие сензитивные периоды:

  1. Формирование речи. Примерно к пяти годам большинство детей умеют хорошо говорить. И в это время начинает формироваться умение пользоваться правилами грамматики – составлять осмысленные, развернутые предложения.
  2. Обучение. Возрастной период – 6-10 лет. Восприимчивость детского мозга чрезвычайно высока. Дети постигают законы, по которым существует мир, осваивают абстрактно-логическое мышление. Закладывается основа базовых знаний.
  3. Подростковый период. Знакомство с сильными эмоциями, получение навыков восприятия событий с точки зрения взрослого человека. Формирование коммуникативных и социальных навыков.
  4. Юношеский возраст раннего периода. Формирование мировоззрения, нравственных ценностей и жизненных ориентиров.

Нормальное развитие в соответствии возрастными нормами – основа получения полезных знаний и формирования особенностей характера.

Как развить сензитивность

Сензитивность в дозированных рамках полезна, она может стать залогом успешного развития межличностных и рабочих отношений. Для ее развития можно воспользоваться упражнениями, осуществляемыми в группе:

  1. Развитие психологической наблюдательности. Один человек из группы выходит из помещения. Остальные располагаются в произвольном порядке. Участника пригашают вернуться и в течение минуты запомнить расположение людей в комнате. Затем он снова выходит, люди меняются местами. Участник возвращается и определяет – какие перемены произошли. Это выявляет наблюдательность.
  2. Восприятие эмоций. Участники упражнения рассаживаются полукругом и получают карточки. На карточках – названия эмоциональных реакций (радость, возмущение, печаль, прочее). Все по очереди выходят вперед, становятся спиной к сидящим и пытаются невербально изобразить эмоцию, записанную на карточке. Остальные должны почувствовать эту эмоцию.
← Секта и сектанты: что это, основные признаки, критерии, чем опасна
Сепарация от родителей в психологии: что это, кризисы и техники →