• неврозы
  • дети
  • личность
  • расстройства
  • здоровье
  • психотерапия
  • развитие
  • отношения
  • понятия
  • общение
  • теории
  • чувство
  • философия
  • самооценка
  • комплексы
  • саморазвитие
PSYCHO1
взрослость

Физическая и психологическая зрелость. Что делает человека взрослым, почему не все взрослеют?

Взрослые люди, которым исполнилось тридцать и более лет, не всегда ведут себя соответственно возрасту, указанному в паспорте. И наоборот — ребенок или подросток может поставить собеседника в тупик своей серьезностью и чувством ответственности, развитыми не по годам. Это происходит из-за несовпадения физической и психологической зрелости. В чем причины возникающего диссонанса попробуем разобраться ниже.

Кого можно считать психологически повзрослевшим?

Если говорить о взрослом человеке, то это в первую очередь личность с набором определенных личных качеств. Основным признаком психологической зрелости является способность нести ответственность за себя. Человек взрослый — это тот, кто проявляет:

  • самостоятельность в принятии решений и готовность нести ответ за их последствия;
  • умение признавать собственные ошибки, делать определенные выводы, прощать себя;
  • способность контролировать свои эмоции, проявлять их, не нагружая излишне окружающих и не подавлять в себе, накапливая негатив;
  • взаимодействие с другими людьми без возникновения постоянной потребности во внимании, сопереживании;
  • спокойные реакции на критику со стороны, умение удерживать свою позицию, учитывая мнения окружающих;
  • восприятие реальности без иллюзий и приукрашивания действительности;
  • умение мотивировать себя сосредоточиться на выполнении работы (достижении поставленной цели);
  • умение принять себя со своими недостатками, при этом не потакая слабостям, проявляя самоконтроль;
  • отстаивание своих личных границ;
  • развитое чувство собственного достоинства;
  • адекватная реакция на критические ситуации, способность попросить и принять помощь извне;
  • умение делать выводы, анализируя собственный жизненный опыт.

Однако, беря на вооружение приведенный список, всегда нужно помнить о мере. Взрослый человек — это в первую очередь тот, кто умеет вовремя проявлять взрослую серьезность и детскую непосредственность, понимает уместность тех или иных реакций, допускает возможность совершения ошибок, готовность работать над собой. То есть все пункты, приведенные выше, необязательно должны быть проявлены одномоментно, скорее — это ориентиры, которые показывают, в каких направлениях действовать.

Наиболее кратко дать характеристику о том, кто такой взрослый человек, можно, опираясь на присутствие в нем следующих черт:

  • уверенность в себе;
  • самостоятельность;
  • проявление заботы о других;
  • понимание целесообразности, понимание собственных импульсивных желаний и умение их контролировать;
  • конструктивное восприятие трудностей;
  • спокойное реагирование на критику;
  • способность преодолевать страхи.

Трансформация из ребенка во взрослого

Как родителям понять, что их ребенок повзрослел? Когда можно доверить выполнение «взрослых дел»? Когда перестать переживать? Что делает человека взрослым и позволяет качественно сепарироваться? В психологии есть описание трансформаций, дающих понимание.

  1. Зависимость трансформируется в независимость. Этот процесс может быть болезненным как для ребенка, так и для родителей. Только появляясь в этом мире, дети полностью зависимы от своего окружения, взрослея — они стремятся к независимости, все чаще опираясь на собственный опыт и знания. У подростков это особенно явно проявляется, они довольно часто ведут себя агрессивно, отвоевывая права.
  2. Безответственность перерастает в ответственность. В этом ребенку должны помочь старшие. Если они постоянно решают все его проблемы, их чадо так и не сделает выводов о своих ошибках. Взрослый человек сам пожинает плоды своих необдуманных поступков, с тем, чтобы в будущем не повторять их.
  3. Знание трансформируется в понимание. Получая информацию и применяя ее на практике, человек обретает знания. Понимая, что знания ценны тем, что их можно использовать во благо, человек взрослеет.
  4. Внешняя мотивация трансформируется во внутреннюю. Ребенка необходимо постоянно мотивировать сделать то, чего ему не хочется. Взрослый уже не зависит от других, обретая внутреннюю мотивацию достигнуть определенной цели.
  5. Беспечность превращается в бдительность. Человека незрелого легко обмануть. Переживая определенный негативный опыт, делая выводы из своих ошибок, человек уже не позволяет собой манипулировать и вполне может распознать опасность.
  6. Неопределенность преобразуется в определенность. Ребенок часто действует хаотично, не преследуя определенной цели. Он не руководствуется моральными принципами и жизненными ориентирами. Однако, чем старше он становится, тем более определенно вырисовывается путь. Взрослый уже понимает, что для него важно, а что второстепенно.

По завершению этих трансформаций становится окончательно понятно, что такое взрослый человек.

Почему стареть — не значит взрослеть?

Часто можно встретить человека с несколькими высшими образованиями, не способным при этом к самостоятельной жизни. Обретая понимание того, кто такой взрослый, родителям особенное внимание следует уделять эмоциональному и психологическому развитию ребенка, ведь чаще всего причины нежелания взрослеть таятся в детстве. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • родители не обучают брать на себя ответственность, не обладая элементарной психологической грамотностью;
  • гиперопека — дети, привыкшие к тому, что за них все решит мама или папа, выбирают в будущем похожего партнера, который заменит им родителей;
  • копирование модели поведения родителей;
  • страх потерпеть неудачу после проявления инициативы приводит к тому, что человек желает всегда «быть в тени», пока кто-то взрослый все уладит.

Людей, не желающих взрослеть, часто называют инфантильными. Есть множество разных судеб и некоторым удается устроить свою жизнь, не проявляя инициативы и всячески избегая ответственности. Однако, намного чаще, дети в телах взрослых чувствуют себя несчастными, не способностями справляться с реалиями окружающего мира. Психолог может помочь справиться с ситуацией и взять контроль над своей жизнью в собственные руки.

← Что отличает человека от других живых существ — основные различия
Что означает свободное воспитание в педагогике. Кто автор теории свободного воспитания →