PSYCHO1
PSYCHO1
неврозы
дети
личность
расстройства
здоровье
психотерапия
развитие
отношения
понятия
общение
теории
чувство
философия
самооценка
комплексы
саморазвитие
неврозы
дети
личность
расстройства
здоровье
психотерапия
развитие
отношения
понятия
общение
теории
чувство
философия
самооценка
комплексы
саморазвитие
обучение
Подражание – это что такое за феномен в психологии. Объяснение процесса подражания и примеры

Подражание – это что такое за феномен в психологии. Объяснение процесса подражания и примеры

С самых ранних стадий психологического развития человек усваивает новые концепции, навыки и аспекты характера, наблюдая и воспроизводя поведение других. Способность и желание подражания – это важный элемент механизмов обучения, особенно это касается маленьких детей. Когда ребенок рождается, его познавательные и рациональные способности практически равны нулю, поэтому он может научиться социальному поведению только путем копирования поведения родителей. Этот процесс напрямую связан с эволюционными процессами. Именно благодаря подражанию поведению животных и других людей нашим предкам удалось выжить и абстрагироваться к переменным условиям окружающей среды.

Подражание с психологической точки зрения

Потребность в подражании согласуется с тем фактом, что люди взаимосвязаны. Если бы не было этой потребности и вытекающего из нее соответствия индивидов формам, нормам и ценностям сообщества, необходимое сотрудничество было бы невозможно.

Подражание – это в психологии процесс сознательного или бессознательного повторения (копирования) поведения, мимики, жестов или слов окружающих.

Имитация действительно является созданием сходства путем приспособления, корректировки и исправления ошибок, которые являются индикаторами интенциональности поведения. Его модели разнообразны: движения, действия и социальные роли. Различные формы подражания подразделяются по двум основным функциям: функция приобретения и социализации.

Важно указать, что недостаточно определить это как сходную реакцию двух разных организмов при одинаковых обстоятельствах. Определение подражания в психологии не позволяет отличить его от случайного воспроизведения сходного поведения. Именно поэтому сюда добавляется перцептивный критерий, предусматривающий собой наблюдение перед демонстрацией. В этом и заключается основная ключевая особенность.

Отдельной подкатегорией считается социальная имитация. На социальном уровне она предусматривает собой социально-психологический процесс воспроизведения и распространения идей в обществе.

Истинное подражание (или обучение путем наблюдения) считается характерным для видов с высокой энцефализацией, поскольку подражание в социальной психологии требует от индивидуума достаточных когнитивных способностей, чтобы представлять действия сородича и устанавливать взаимосвязь между этими действиями и их последствиями.

Причины

Среди возможных причин подражания стоит выделить:

  • восхищение. В том случае данный процесс имеет позитивные последствия, так как он помогает нам преодолеть ментальные препятствия;
  • неуверенность и низкая самооценка. Когда человеку не хватает уверенности, он обычно повторяет за тем, кем восхищается. В качестве такого примера подражания в психологии можно назвать копирование поведения, стиля одежды любимого актера или исполнителя;
  • зависть и конкуренция. В некоторых случаях можно подумать: то, как человек одевается, проводит время, разговаривает, является ключом к желаемому успеху. Однако скопировать личные достижения просто невозможно;
  • адаптация к разным культурам. Хорошо повторять некоторые привычки и обычаи других культур, чтобы улучшить качество жизни;
  • одержимость – наиболее негативная и психологически опасная причина подражания. Обычно это связано со способом ведения сталкера.

Механизм подражания в социальной инженерии

Механизм подражания в психологии включает в себя сопоставление зрительной (или слуховой) с двигательной системой. Это сопоставление удалось осуществить благодаря системам зеркальных нейронов. Они представляют собой особый класс корковых нейронов, которые активируются при выполнении действия, а также при наблюдении за другим человеком, выполняющим то же действие.

Подражание кажется врожденной способностью человеческого вида, но оно меняется в зависимости от возраста, ситуаций и социальных взаимодействий. Оно повторяется и производится. Хотя на протяжении долгого времени оно считалось второстепенным, незначительным, свидетельствующим о неспособности к автономному поведению.

Лучший пример подражания – это именно младенцы, повторяющие действия своих родителей. Вообще, этот процесс всегда был мощным инструментом обучения. Человеческий мозг активируется различными механизмами, позволяющими нам имитировать действия. Младенцы способны воспроизводить выражения лица, а взрослые люди имитируют базовое поведение.

Спонтанное подражание чувствительно к социальным сигналам, таким как просоциальное поведение, членство в группе, стремление к принадлежности, отношение, конкуренция и уровень эмпатии.

Большая часть нашего поведения имитируется, приобретается с помощью сложных механизмов разума. Такое поведение позволяет нам адаптироваться к окружающей среде и быть социальными существами, частью общества.

Обучение через подражание

Подражание в педагогике – это отличный метод обучения. Он может помочь развить эмпатию или способность чувствовать то, что чувствует другой человек. Потому что, подражая, дети и взрослые учатся реакциям, жестам и действиям определенных вещей, будучи в состоянии связать это с чувствами другого человека. Теория социального обучения известного ученого Альберта Бандуры утверждает, что поведение усваивается из окружающей среды в процессе обучения через наблюдение.

Обработка информации о любых материальных (предметы, лица, жесты) или нематериальных (черты личности, абстрактные понятия, эмоции) стимулах основана на перцептивных, соматосенсорных и двигательных установках.

Мы выяснили, что значит подражание, и определились с тем, что оно напрямую связано с работой зеркальных нейронов. Оно позволяет нам не только выполнять определенные действия после процесса наблюдения и имитации, но и ставить себя на место другого и делать чужие эмоции своими (эмпатия).

Одним из первых примеров подражания является улыбка. Уже с первых месяцев жизни ребенок повторяет этот жест. С возрастом дети уже способны узнавать некоторые лица и даже имитировать определенные жесты. И с каждым периодом эта способность только усиливается.

← Пограничное расстройство личности — симптомы и признаки, как лечить
Понятие и проблемы бессознательного в психологии и философии →

Будьте первым, кто оставит комментарий