PSYCHO1
PSYCHO1
неврозы
дети
личность
расстройства
здоровье
психотерапия
развитие
отношения
понятия
общение
теории
чувство
философия
самооценка
комплексы
саморазвитие
неврозы
дети
личность
расстройства
здоровье
психотерапия
развитие
отношения
понятия
общение
теории
чувство
философия
самооценка
комплексы
саморазвитие
воспитание
Детская психология — это часть общей психологии. Особенности принципов детской психологии

Детская психология — это часть общей психологии. Особенности принципов детской психологии

Детская психология — это отрасль психологической науки, которая появилась в конце XIX века. Но предпосылки к ее появлению просматриваются еще в работах мыслителей XVI-XVII веков.

Особенности принципов детской психологии

Наука, занимающаяся изучением закономерностей психического развития ребенка, основывающаяся на фактических данных – это детская психология. В результате анализа этих данных, собранных при отслеживании детского поведения на протяжении 17 лет жизни, выводятся закономерности возникновения, становления психических проявлений, выявляются характерные черты каждого возрастного периода, механизмы перехода в группы по годам.

Объект изучения – психические процессы и состояние человека в различных жизненных ситуациях. В первую очередь – это речь и действия, а также жесты, мимика, разговорные интонации.

Учитывая специфичность изучаемого материала, требуются особенные принципы для сбора информации. Во избежание искажения хода психического развития малышей выработаны специальные принципы детской психологии:

  • гуманизм (человечность) и педагогический оптимизм - предполагает исследование поведения таким образом, чтобы не оказать негативного воздействия;
  • эффективность и научность - внутренний мир ребенка подвергается наблюдению и изучению с позиции детской психологии: применяются специальные знания, понятия науки;
  • детерминизм - в основе лежит изучение внешних и внутренних факторов, обуславливающих реакцию ребенка: условия существования в семье, социальное окружение, взаимосвязь со сверстниками;
  • развитие психики, сознания в деятельности – психологические изменения происходят во время определенных действий;
  • единство сознания и деятельности – взаимность влияния деятельности и сознания человека;
  • возрастной индивидуальный и личностный подход – проявление общих законов психического развития индивидуальными поступками, реакцией на окружающую среду;
  • комплексность, системность, систематичность – исследование одиночных фактов не дает исчерпывающей характеристики для выводов, требуется комплексный, систематический подход к наблюдению за психическим развитием детей.

Основные задачи детской психологии

Детская психология как наука возникла более сотни лет назад, что обусловливается бурным развитием промышленности, переменами в социальной жизни общества. Появилась необходимость в создании школ нового поколения, в которых требовалось понимать специфичность изменений в поведении детей.

Основными задачами ДП являются такие аспекты:

  • описание этапов развития детей;
  • особенности процессов обучения и воспитания;
  • выявление закономерностей развития на психологическом уровне;
  • изучение генезиса функций;
  • определение всех условий, влияющих на возрастные изменения психики.

Какие методы применяют при изучении психики детей

Детская психология — это часть общей науки. Психические явления, возникающие в период развития маленького человека, достигают апогея во взрослом возрасте.

Также четко прослеживается связь детской психологии с другими науками. Так, из практики педагогики берут факты, идеи, проблемные вопросы. Также детская психология как наука взаимосвязана с физиологией, гигиеной, анатомией.

Принципы изучения психики ребенка основываются на таких основных методах:

  • наблюдение – за поведением в привычной среде;
  • опрос – беседа с целью выяснения знаний и отношения к разным событиям;
  • эксперимент – изменение внешних условий и отслеживание реакции;
  • оценка результата труда – анализ поделок ребенка – рисунков, сочинений, прочего.

Также часто используют тестирование, социометрический метод.

← Примеры потребности в уважении со стороны других людей: что это такое
Просоциальное и асоциальное поведение: определение, виды и примеры →

Будьте первым, кто оставит комментарий