виды просоциального поведения

Виды и особенности поведенческих моделей просоциального и асоциального типа

Воспитание личности ориентировано на формирование социально одобряемой или как принято формулировать - просоциальной модели поведения. К сожалению, у определенной части индивидуумов позитивные установки не стабильны или отклоняются от принятых критериев. Эти воспитуемые попадают в категорию лиц с асоциальным, а иногда и девиантным поведением.

Просоциальное поведение

Деятельность личности, направленная на общественное благо, получила название просоциальное поведение. Понятие обширное и многообразное, включающее в себя любые действия, целью которых является благополучие других людей. Диапазон таких поступков очень широк - начиная с доброжелательного отношения к окружающим людям, и заканчивая спасением жизни человека, вплоть до самопожертвования. Разные виды просоциального поведения подразумевают измеряемые затраты личности, оказывающей помощь:

  • внимание;
  • время;
  • труд;
  • средства;
  • жертвование своими желаниями и планами;
  • собственная жизнь.

По мнению психологов, стимулом для подобного поведения становится альтруизм, поскольку изначально действия осуществляются исключительно, по личному убеждению, безвозмездно и без какого-либо принуждения.

Асоциальное поведение

Антисоциальное поведение, примеры которого осуждаются обществом, а иногда и просто шокируют его, подразумевает отрицание принятых обществом ценностей и норм поведения. Отклонения имеют разный характер, поэтому в зависимости от серьезности проявлений, поведение принято классифицировать следующим образом:

  • не одобряемое - мелкие шалости, капризы, озорство;
  • девиантное - отрицание постулатов нравственности, серьезные проступки;
  • делинквентное - на грани преступления;
  • преступное - совершение правонарушений, подпадающих под действие закона;
  • деструктивное - опасное, разрушительное, имеющее тяжелые последствия.

Асоциальным личностям свойственно искажение понятия социума, участие в деструктивных неформальных объединениях, активное отторжение коллективных норм и ценностей, отрицательное отношение к педагогическим приемам, учебе в целом, любым видам просоциальных практик. Такие индивидуумы имеют ряд дурных привычек, не умеют контролировать свое поведение и адекватно оценивать его. Коррекция асоциального поведения требует затрачивания больших усилий педагогов и воспитателей.

Будьте первым, кто оставит комментарий

© 2023, все права защищены