PSYCHO1
PSYCHO1
неврозы
дети
личность
расстройства
здоровье
психотерапия
развитие
отношения
понятия
общение
теории
чувство
философия
самооценка
комплексы
саморазвитие
неврозы
дети
личность
расстройства
здоровье
психотерапия
развитие
отношения
понятия
общение
теории
чувство
философия
самооценка
комплексы
саморазвитие
расстройства
В психологии сензитивность – повышенная чувствительность. Причины сензитивности, виды, положительные и отрицательные аспекты

В психологии сензитивность – повышенная чувствительность. Причины сензитивности, виды, положительные и отрицательные аспекты

Каждый человек располагает богатым внутренним миром – умеет не просто чувствовать, но и сочувствовать другим людям. Некоторые личности имеют особенную чувствительность к окружающему миру, что выражается в особенностях характера – крайней застенчивости, склонности к длительным переживаниям, низкой самооценке. В психологии это называют сензитивностью.

Эта повышенная чувствительность может изменяться в течение жизни – когда человек усилием воли учится побеждать свои страхи и тревожность.

Термин происходит от латинского слова sensus – в переводе «чувство, ощущение».

Сензитивность в психологии

Сензитивность в психологии характеризуется как индивидуальная реакция человека на окружающий мир. Может проявляться в таких формах:

  • занижение самооценки, приводящее к преувеличению значения ошибок;
  • обидчивость по пустякам;
  • быстро меняющееся настроение;
  • тревожность по любому поводу, может привести к развитию фобий;
  • склонность к рефлексии;
  • большое значение придается чужой реакции на происходящие события;
  • застенчивость в общении, робость;
  • мелкие неприятности воспринимаются как глобальная катастрофа;
  • низкий болевой порог;
  • длительный период переживаний по любому поводу;
  • высокие требования к себе.

Повышенная сензитивность может выражаться в склонности человека привязываться к едва знакомым людям. Это часто приводит к разочарованию и дополнительным переживаниям.

Понятие сензитивности предполагает наличие у личности особенных качеств характера, появление которых может объясняться следующими причинами:

  1. Неоправданно строгое воспитание. Если ребенка часто наказывают, он перестает понимать за что. У него возникает страх перед наказанием, что заставляет его избегать общения.
  2. Отсутствие любви и понимания в детстве. Если ребенок ощущает себя нелюбимым – у него развивается сензитивность к отвержению. Такого человека по жизни преследует опасение, что его не любят, не ценят, бросят. Он постоянно находится в эмоциональном напряжении.
  3. Воспитание в неполной семье. В результате может развиться скрытность, нежелание обсуждать свою жизнь.
  4. Генетическая предрасположенность.
  5. Депрессивные состояния.
  6. Наличие психических заболеваний, неврозов, тревожных расстройств.

Преимущества и недостатки сензитивности

Разбирая вопрос - что такое сензитивность в психологии, нельзя не отметить, что данная характеристика не может считаться сугубо негативной. Отрицательными аспектами являются такие:

  • излишняя чувствительность может провоцировать появление проблем с социализацией;
  • возможно возникновение трудностей в сближении индивидов;
  • пониженная социальная активность;
  • сензитивный страх мешает достижению целей.

Позитивные стороны:

  • в сферах деятельности, где требуется оказывать помощь людям, такое качество будет кстати;
  • высокая чувствительность является основанием к повышению уровня доверия;
  • сензитивность может дать толчок для развития перфекционизма, что помогает оттачивать мастерство в профессии;
  • при определенных условиях это качество способствует выстраиванию доверительных отношений в коллективе.

Виды сензитивности

Разделяют несколько видов сензитивности:

  • теоретическая – хорошее умение разбираться в людях, применять этот навык в работе;
  • наблюдательская – умение сразу оценить человека по внешним симптомам – внешности, мимике, движениям, речи;
  • идеографическая – вычленение в характеристике индивида характерных признаков;
  • номотетическая – при наблюдении за представителями определенной социальной группы умение прогнозировать поведение других членов данного коллектива.

Есть еще одна классификация, в которой отличают виды:

  1. Эмоциональная сензитивность. Индивид подвержен влиянию событиям негативного характера из прошлого. Спровоцировать развитие может равнодушие или жестокий воспитательный процесс в детстве.
  2. Социальная сензитивность. Человек подвержен тревожности, обесценивает собственное «Я», не уверен в себе, из-за этого испытывает страх завязывать знакомства.
  3. Сензитивность темперамента. Характерна для личностей с меланхоличным складом характера. Повышенная ранимость, склонность к самокопанию.

Сензитивные периоды

Психологи утверждают, что психическое развитие личности, при котором формируются особенности характера, происходит поэтапно. Выделяют такие сензитивные периоды:

  1. Формирование речи. Примерно к пяти годам большинство детей умеют хорошо говорить. И в это время начинает формироваться умение пользоваться правилами грамматики – составлять осмысленные, развернутые предложения.
  2. Обучение. Возрастной период – 6-10 лет. Восприимчивость детского мозга чрезвычайно высока. Дети постигают законы, по которым существует мир, осваивают абстрактно-логическое мышление. Закладывается основа базовых знаний.
  3. Подростковый период. Знакомство с сильными эмоциями, получение навыков восприятия событий с точки зрения взрослого человека. Формирование коммуникативных и социальных навыков.
  4. Юношеский возраст раннего периода. Формирование мировоззрения, нравственных ценностей и жизненных ориентиров.

Нормальное развитие в соответствии возрастными нормами – основа получения полезных знаний и формирования особенностей характера.

Как развить сензитивность

Сензитивность в дозированных рамках полезна, она может стать залогом успешного развития межличностных и рабочих отношений. Для ее развития можно воспользоваться упражнениями, осуществляемыми в группе:

  1. Развитие психологической наблюдательности. Один человек из группы выходит из помещения. Остальные располагаются в произвольном порядке. Участника пригашают вернуться и в течение минуты запомнить расположение людей в комнате. Затем он снова выходит, люди меняются местами. Участник возвращается и определяет – какие перемены произошли. Это выявляет наблюдательность.
  2. Восприятие эмоций. Участники упражнения рассаживаются полукругом и получают карточки. На карточках – названия эмоциональных реакций (радость, возмущение, печаль, прочее). Все по очереди выходят вперед, становятся спиной к сидящим и пытаются невербально изобразить эмоцию, записанную на карточке. Остальные должны почувствовать эту эмоцию.
← Секта и сектанты: что это, основные признаки, критерии, чем опасна
Сепарация от родителей в психологии: что это, кризисы и техники →

Будьте первым, кто оставит комментарий