PSYCHO1
PSYCHO1
неврозы
дети
личность
расстройства
здоровье
психотерапия
развитие
отношения
понятия
общение
теории
чувство
философия
самооценка
комплексы
саморазвитие
неврозы
дети
личность
расстройства
здоровье
психотерапия
развитие
отношения
понятия
общение
теории
чувство
философия
самооценка
комплексы
саморазвитие
память
Характеристика оперативной, долговременной, кратковременной, других видов и процессов памяти в психологии

Характеристика оперативной, долговременной, кратковременной, других видов и процессов памяти в психологии

Общее понятие о памяти в психологии – это психический процесс отражения, состоящий в запечатлении, сохранении и воспроизведении информации в мозгу человека. От этого процесса зависит очень много – эффективность обучения, способность выполнять разную работу, общаться с людьми, прочее. Процесс запоминания может ухудшаться, его можно развивать специальными упражнениями.

Память накапливает опыт – индивидуальный и общественный, что позволяет человеку быть целостной личностью. Если бы не было возможности помнить вчерашние события, то осознанное существование было бы невозможным. Благодаря способности помнить человек может развиваться, обучаться и совершенствоваться.

В психологии память как познавательный процесс состоит из нескольких мнемических процессов, имеющих между собой прямую связь. И сама память в психологии классифицируется по свойствам.

Функции памяти

Познавательный процесс, позволяющий хранить информацию – это последовательно выполняемые мозгом функции. К ним относится запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Общая характеристика процессов памяти в психологии такова.

Запоминание производится фиксацией новой информации на основании ассоциации с уже имеющейся. Различают два вида запечатления материала:

  • непреднамеренное – осуществляемое произвольно, без запланированных усилий, без цели;
  • преднамеренное – производимое специально, с определенной целью.

Основой способа хранения информации мозгом человека являются ассоциации. Они связаны между собой, появление одних воспроизводит другие – по одной или группами. Они побуждают возникновение новых, временных цепочек в коре мозга, являющихся физиологической основой памяти в психологии. Ассоциации подразделяют на две категории – простые и сложные.

Простые отличаются между собой:

  • по смежности – воспринимаемые образы вызывают те, которые поступают в память одновременно или сразу вслед за первоначальными;
  • по сходству – образы воскрешают аналогичные представления, похожие по определенным качествам;
  • по контрасту – такие представления ассоциируются с контрастными по свойствам.

Сложные ассоциации тоже имеют разновидности:

  • структурные – воспроизводятся как объединение отдельных частиц информации в общую схему пространственных отношений;
  • смысловые – отражают представления со связями причинно-следственного характера или схожие по смыслу.

Следующая функция памяти в психологии – сохранение. Попавшая в мозг информация фиксируется на какое-то время, длительность зависит от вида памяти. Затем происходит оперативная обработка материала (это может быть систематизация, обобщение, прочее).

Воспроизведение заключается в переводе информации из одного вида памяти в другой – из долговременной в оперативную. Этот образ уже имеет эмоциональную окраску. Разделяют уровни воспроизведения:

  • узнавание – когда человек осознает, что данный образ ему уже известен; есть разные уровни определенности;
  • воспроизведение – сознание дает картину предмета или явления, появившегося в памяти раньше;
  • воспоминание – воспроизводятся образы из прошлого, дающие целостную картину из ассоциаций.

Информация может воспроизводиться произвольно или без запроса. Индивид может украшать эти образы фантазиями.

Забывание – это процесс утраты образов из сознания. Информация может исчезнуть вся или часть. Чаще забыванию подвергается материал, который долго не востребован мозгом. Это важная часть общего процесса – с ее помощью освобождается место для нового поступления сведений, образования новых нейронных связей.

Какие бывают виды памяти

Память классифицируется по разным признакам. По срокам хранения бывают виды:

  1. Кратковременная – хранит знания в течение короткого срока, в среднем – 20 секунд. Человек воспринимает только общий вид образа, установки для запоминания не делаются. Характеризуется специальным показателем – объемом (от 5 до 9 единиц). В психологии объем памяти - это информация, измеряемая единицами, показывающими сколько материала может воспроизвести мозг через несколько десятков секунд после ознакомления.
  2. Мгновенная – отражает данные органов чувств, без дальнейшей обработки материала. Длительность – до полусекунды.
  3. Оперативная память в психологии - это хранение знаний определенный срок, до нескольких дней. Человек ставит перед собой задачу, после выполнения которой сведения предаются забвению.
  4. Долговременная – информация, попавшая в этот раздел, хранится как угодно долго, используется многократно. Иногда для припоминания индивиду приходится прикладывать усилия.
  5. Генетическая – передающаяся в генотипе. Это единственная разновидность, на которую человек не может влиять, подключая учебные и воспитательные процессы.

Характер целей деятельности предполагает два вида памяти:

  • непроизвольная – процессы запоминания и воспроизведения производятся без участия человеческой воли;
  • произвольная – используется, когда человек ставит цель выучить материал.

По характеру психической активности различают типы памяти:

  1. Зрительную – сохраняются зрительные образы. Некоторые люди способны долго удерживать в воображении полученную картинку, не имея перед глазами оригинала. Зрительное восприятие превалирует у людей с эйдетическим восприятием.
  2. Слуховую – в памяти остаются звуки, воспринятые слухом - речевые, музыкальные, другие. Приняв смысл речи, запомнив ее, впоследствии человек может передать ее своими словами.
  3. Двигательную – воспринимаются и сохраняются разнообразные движения. Из них могут формироваться навыки – спортивные, рабочие, другие.
  4. Эмоциональную – это запоминание волнений, переживаний, эмоций. Принимает участие в деятельности всех видов памяти. Причем – когда человек имеет позитивные впечатления, то события запоминаются на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, тактильная, другие виды - не столь важны для жизни человека. Они удовлетворяют всевозможные потребности организма.

← Виктимное поведение жертвы в психологии: что это такое, определение
Витамины для сна и восстановления — что попить при плохом сне →

Будьте первым, кто оставит комментарий