PSYCHO1
PSYCHO1
неврозы
дети
личность
расстройства
здоровье
психотерапия
развитие
отношения
понятия
общение
теории
чувство
философия
самооценка
комплексы
саморазвитие
неврозы
дети
личность
расстройства
здоровье
психотерапия
развитие
отношения
понятия
общение
теории
чувство
философия
самооценка
комплексы
саморазвитие
социум
саморазвитие
социальная лень

Социальная леность как психологический феномен

Что такое лень известно всем, ибо это чувство периодически посещает каждого человека. Психологическое понятие социальная леность – это склонность индивидуума снижать активность при выполнении совместных заданий, полагаясь на других членов коллектива.

Понятие «социальная леность»

Эксперименты, проведенные почти столетие назад, доказали, что, выполняя одну и ту же работу индивидуально и в группе, разница в затраченных усилиях составила около 18% в пользу тех, кто нес на себе персональную ответственность. Другие ученые замерили уровень шума, издаваемого аплодисментами и криками одного, и группы из шести человек. Результат также оказался неожиданным: уровень шума шестерки превзошел показатель одного человека не в шесть, как в теории это должно было бы случиться, а всего лишь в три раза. Еще один эксперимент был проведен со студентами, крутящими педали велосипедов, для точного определения показателей, подключенных к генераторам электричества. Те из испытуемых, кто знал об индивидуальном наблюдении за их работой, вновь превзошли по эффективности товарищей, работавших в группе. Это снова подтвердило, что коллективный труд порождает искушение переложить часть работы на своих товарищей, причем происходит это всегда и вне зависимости от рода деятельности. На основе экспериментов, подтвердивших недостаточную эффективность групп, и было выявлено явление, получившее название феномен социальной лености.

Психология социальной лености

Удивительно, что такое явление как социальная лень признается всеми, но далеко не каждый готов признаться в собственной лени. Находясь в коллективе, личность ощущает размывание ее индивидуальности, и поскольку определить конкретный вклад каждого члена команды не представляется возможным, то и выкладываться по максимуму спешит далеко не каждый.

Описание тенденций к нивелированию такого явления, как социальная леность, это в психологии определяется совокупностью факторов, к которым относятся:

  • повышение персональной ответственности;
  • снижение численности групп;
  • привлечение в группы женщин, у которых меньшая склонность к социальной лени;
  • использование для формирования команды членов кросс-культуры;
  • сплоченность коллектива.

Несмотря на многочисленные исследования, специалистам в этой области пока не удается приблизить групповые результаты к индивидуальным, хотя отдельные механизмы феномена изучены достаточно хорошо.

← Социальная фасилитация: что это такое в психологии и особенности феномена
Социально-психологический уровень: определение, виды и как с ним работать →

Будьте первым, кто оставит комментарий