PSYCHO1
PSYCHO1
неврозы
дети
личность
расстройства
здоровье
психотерапия
развитие
отношения
понятия
общение
теории
чувство
философия
самооценка
комплексы
саморазвитие
неврозы
дети
личность
расстройства
здоровье
психотерапия
развитие
отношения
понятия
общение
теории
чувство
философия
самооценка
комплексы
саморазвитие
воспитание
Школьная дезадаптация – что это такое, основные причины ее возникновения, факторы, рекомендации как с ней бороться

Школьная дезадаптация – что это такое, основные причины ее возникновения, факторы, рекомендации как с ней бороться

Школьная обстановка может влиять на всех детей по-разному. Особенно в критический период подросткового возраста люди проявляют признаки нетерпимости к утренней рутине, домашней работе и постоянному давлению школьной среды. В некоторых случаях негативные факторы, возникающие из различных жизненных контекстов, складываются до такой степени, что определяют феномен школьная дезадаптация. Здесь возникает ситуация, при которой ребенок уже не в состоянии действовать в соответствии с ожиданиями контекста, обнаруживая дисбаланс между мотивами и необходимостью завершить учебу.

Что нужно знать про школьную дезадаптацию?

Дети, которым не удалось интегрироваться в школьную атмосферу, затмевают эмоциональный, аффективный и межличностный опыт, что со временем может привести к неблагоприятному состоянию. Дезадаптация относится к отсутствию хорошей интеграции, адаптированных и гармоничных отношений с окружающей средой. Подходов к определению данного феномена есть несколько. Чаще всего это процесс, когда молодой субъект, чьи аномалии, неадекватность навыков или общей работоспособности, или недостатки характера ставят его в продолжительный конфликт с реальностью или требованием окружающих.

Школьная дезадаптация – это состояние эмоциональной нестабильности, не связанное существенно с психопатологическими, языковыми или когнитивными расстройствами, но проявляющееся через ряд отказов от школьных занятий.

Считается, что до 8% детей страдают от школьной дезадаптации. Но это не болезнь, как могут многие подумать. Иногда дети и подростки могут представлять значительные трудности в адаптации к школе, что сказывается на их личностном, социальном и академическом развитии.

Причины дезадаптации

В том случае, если недомогание несовершеннолетнего длится дольше, чем обычно для его возраста, важно выяснить, в чем причина, и попытаться помочь. Среди наиболее распространенных причин школьной дезадаптации стоит выделить:

  • тревога разлуки. Обычно это причина для самых маленьких. Для них родители являются главной фигурой привязанности, той, которая дает им безопасность, и изолирование от них может вызвать страх или тревогу;
  • аспекты, связанные со школьной средой. К ним относятся такие проблемы, как плохие отношения с учителями или одноклассниками. Обычно они сильно влияют на адаптацию несовершеннолетнего в школе. К таким аспектам относится смена цикла учебы или смена школы;
  • особые потребности. Дезадаптация – это в педагогике процесс, которому важно уделить особое внимание. Когда у ребенка нет желания идти в школу и нет явных причин для этого, следует заподозрить возможное существование какой-то особой потребности в образовательной поддержке. Это могут быть нарушения грамотности, некоторые виды деструктивного поведения или даже высокие способности;
  • личный опыт. Такие аспекты, как появление брата или сестры, переезд, развод родителей или потеря любимого человека, также могут затруднить возвращение несовершеннолетнего в класс и сделать этот процесс более тяжелым.

Трудности с адаптацией могут быть связаны с различными факторами. Их необходимо тщательно проанализировать.

Особенности проявления школьной дезадаптации

Школьная дезадаптация – это в психологии изменения, проявляющиеся как в психологическом плане, так и в поведенческом. Столкнувшись с этой ситуацией, важно принять во внимание наличие предупреждающих знаков. Они могут указать на наличие проблем в школьном развитии. Вот типы проявлений:

  • складывается негативное представление у учителя;
  • выполнение задач ухудшилось, размер или формат письма значительно изменены (негативно), что затрудняет их понимание;
  • ребенок ничего не хочет говорить о школе;
  • не проявляется мотивация к школьным заданиям – один из частых факторов школьной дезадаптации;
  • постоянная грусть и поникшее настроение без явных на то причин;
  • ребенок не хочет ходить в школу из-за истерик или частых соматических болей;
  • увеличение проблем с поведением дома или в школе без видимой причины;
  • ребенок с трудом засыпает, ему часто снятся кошмары по ночам;
  • обычно ребенок прячет повестку дня или свои школьные дела, такие как экзамены, записи в тетради.

Среди проявлений выделяют усталость, раздражительность, частые истерики, проблемы с питанием. Они могут сохраняться как на протяжении нескольких дней, так и на протяжении месяцев. Это зависит от того, как ребенок переносит перемены, от его возраста, насколько он зрелый, особенности его образа жизни, от чувствительности и др.

Рекомендации по адаптации детей в школе

Важно внимательно следить за ребенком и наблюдать, обращать внимание даже на самые маленькие и незначительные признаки школьной дезадаптации. Эту проблему нужно решать сразу же при обнаружении. Но также, в зависимости от возраста ребенка, можно проводить профилактические меры, чтобы попытаться облегчить им адаптацию:

  1. Займите позитивный настрой. Пример очень важен, и проявление апатии к работе может серьезно повлиять на малышей.
  2. Говорите с детьми и слушайте их. Важно поговорить с ними в атмосфере полного доверия и позволить выразить страхи или эмоции, не осуждая. Хорошо поговорить с учителями, чтобы они были бдительными и могли также высказать свою точку зрения на поведение.
  3. Обзаведитесь хорошими привычками. Видов школьной дезадаптации существует множество, и отличный вариант, чтобы снизить риск их появления, заключается в поддерживании хороших привычек, позволяющих облегчить адаптацию. Хороший и полноценный сон, достаточное количество отдыха, или правильная диета, позволяющая поддерживать мозг более активным, будут хорошими союзниками в первые дни школьной учебы.

Если же проблема выходит за рамки или вы заметили негативное воздействие на психику ребенка, его отношение и общение со сверстниками, родными и близкими, рекомендуется обратиться к специалисту. Это компетентный психолог или психотерапевт. Он проведет беседу с ребенком, сможет выявить признаки дезадаптации первоклассников или более старших школьников, причины, или поможет справиться с существующими ограничениями.

← Экстренная психологическая помощь при попытке суицида
Эндогенное заболевание и его факторы: что это такое в психиатрии →

Будьте первым, кто оставит комментарий